Главная » Статьи » Статьи наших сотрудников » По заявке. Этими темами Вы интересовались на занятиях...

Сказки на новый лад…

           В жизни каждого из нас есть место сказке. А детство – это одна сплошная сказка и есть. Сегодня сказка добрая, завтра поучительная, потом смешная… Сказка учит и подсказывает, высмеивает и помогает нам стать мудрыми.

Сказки были, есть и будут всегда, пока у человека есть потребность в развитии. Чем сказка так нравится малышам? В сказках для самых маленьких присутствуют знакомые крохам персонажи: дедушка и бабушка (именно к этим родственникам у детей особые доверительные чувства и положительные эмоции); первые животные (зайка, волк, медведь, лиса, еж, собака, курица и мышка…) – почему именно они? У всех народов мира свой «зоологический набор», в сказках присутствуют те животные, которые живут рядом с человеком или обитают в дикой природе данной местности. Например, ни одна индийская сказка не обходиться без слона, а в сказках Киплинга есть мангусты и змеи. В русских народных сказках почти всегда появляется медведь, а в украинских лиса или кот. Сказка расскажет об обычаях и устоях жизни народа, а главные герои сказки практически всегда отображают национальный характер или, как сейчас принято говорить, национальную харизму. О том, что сказка ложь, да в ней намек – мы узнаем только тогда, когда выросли из «сказочного» возраста и читаем их своим детям. Только сейчас мы по-новому взглянули на Колобка, и понимаем, что лиса его съела не из жестокости, а из-за глупости и непослушания самого Колобка (а не убегай в лес без спроса от дедушки с бабушкой – и будет тебе счастье), Мышку из Репки мы возносим в разряд маленького спасителя, понимая, что сила не в размере и остроте клыков. Сказки разные нужны и сказки разные важны. Для нас, родителей, сказка порой единственный инструмент воздействия на малыша, это сильнейший педагогический прием, если мы умеем его применить к месту.

С какого возраста начинать воспитание сказкой? С самого рождения, а можно и раньше. Будучи беременной, мне очень хотелось смотреть мультфильмы, петь детские песни и читать сказки вслух. Я знала, что малыш меня слышит, он понимает интонацию, переживает вместе со мной все эмоции: и радость бабы с дедом, и страх Маши перед медведем, и находчивость поросят… Не важно, что вы читаете, важно – как! А когда мои дети подрастали и просили читать одну и ту же сказку по 5-6 раз подряд, я думала, значит так нужно, и была права, многократные повторения одного и того же текста обусловлены возрастными особенностями восприятия информации малышом.

Мне часто приходится слышать нарекания мам о том, что почти все славянские сказки (русские, украинские, белорусские) жестокие, всегда присутствует страх или смерть, обида и боль и все это в конце сказки, то есть такая эмоция остается итоговой у ребенка. Это не совсем так. Малыш не может самостоятельно сделать выводы, он полностью опирается на ваш жизненный опыт, и как вы преподнесете ту или иную ситуацию – зависит только от вас.

Например, Колобок (мы его беднягу уже упоминали) был съеден лисой. Да жалко, но это еда, ведь он из теста, да и слушаться нужно бабу с дедом, курочка Ряба старалась, снесла яичко, а мышка взяла и разбила, но так ведь бывает в жизни, а если подойти глобально, то мышка просто помогла, ведь дед бил, баба била, а как мышка помогла, так сразу трагедия. А потом курочка пообещала снести еще, да не простое! Поросята научат строить тяп-ляп? Нет, мы будем учиться на их ошибках, а чтобы не свариться в котле кипятка – не лезь, куда тебя не звали.

После прочтения сказки в любом возрасте нужно поговорить о прочитанном. Это не только развивает память и мышление малыша, но и прояснит непонятные крохе моменты. Не спрашивайте у ребенка, все ли ему понятно, как правило, ответит «Да», задайте вопросы: кто пришел, что делал, что случилось потом, кто понравился и т.д. Вопросы должны быть простыми, чтобы так же просто можно было на них ответить. Для самых маленьких можно сформулировать вопрос так, чтобы малыш мог ответить «да» или «нет». Как бы дети не любили сказки, они им надоедают. Скорее не сама сказка, а то, как мама ее читает, т.к. маме читать 8-ой раз подряд однозначно не весело. Я предлагаю вам выход из этой ситуации: хорошо знакомые малышам сказки «перечитать на новый лад». Это не так сложно, как вам кажется, но удовольствие и вы, и ваш малыш получите необыкновенное, а как такие сказки полезны для развития малыша! 

Например:

Предложите малышу продолжение знакомой, а зачастую и изрядно надоевшей классической сказки «Курочка Ряба». Ведь курочка сдержала обещание и снесла золотое яичко, что же произошло дальше?

(этот вариант можно разыграть с куклами)

Ведущая:
Жили-были дед да баба,
Была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое, а золотое.
Баба:
Эй, старик, проснись скорей!
Дед:
Волки что ли у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба:
Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед:
А тебе что за беда?
Ведь яйцо-то хоть куда!
Баба:
Да яйцо-то непростое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед:
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели.
Баба:
Ох, горит, слепит глаза!
Дед:
Чудеса!
Баба:
Чудеса!
Дед:
Ты в сундук запри его.
(слышен стук в дверь)
Баба:
Нету дома никого!
Дед:
Ты пойди запри засов,
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвратившись):
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там!
Им яичко и продам.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую,
До краев набью сундук.
Дед:
Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба:
Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи!
Дед:
Я хозяин или нет?!
(Яйцо падает и разбивается)
Баба (плача):
Ох, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось.
Дед:
Успокойся, хватит, баба!
Нанесет яиц нам Ряба.
Мы раскрасим яйца эти
И подарим нашим детям.

  

Или любимая всеми «Репка».

Предложите малышу семейный вариант. Пусть вместо дедушки и бабушки будет папа и мама, вместо внучки – сам малыш, если в доме есть домашние животные (кошки, собаки, крысы или хомячки) их тоже можно привлечь, обязательно называя кличку животного. 

И «Репка» зазвучит по-новому.

 

Малышам постарше (для нашего центра это детки от 2-х лет) можно предложить «сказки-коктейли». Выясните, какие сказки нравятся вашему крохе, но уже поднадоели.

 Начинаете рассказывать «Колобок», но вместо Зайчика Колобок встретил на тропинке Поросенка из «Трех поросят». Поросенок собирал хворост для своего домика и предложил Колобку ему помочь, а когда они вдвоем  пришли к домику, там уже жила Мышка-норушка из «Рукавички» и т.д.

 Посмотрев со стороны на такой микс, многие взрослые говорят: какой кошмар, все перепуталось, не будет ли малыш после таких экспериментов путаться сам? Конечно, будет, но сделает это ребенок специально, потому что так интересней жить. А классический вариант сказки не забыт, он  пока отложен на дальнюю полочку детской памяти.

 

Вариантов множество, самое главное не бояться, искать и  воплощать их в жизнь. А ваш родительский талант будет непременно вознагражден острым умом малыша, хорошей памятью и необыкновенным желанием созидать что-то новенькое и необычное. И помните, именно неординарные личности делают этот мир цветным, сочным и интересным.

                                                                                                          Елена Емельяненко,

                                                                                                          практикующий педагог-психолог

 

                          Желаем успеха!

Категория: По заявке. Этими темами Вы интересовались на занятиях... | Добавил: Serg_Emelyanenko (10.06.2010) | Автор: Елена Емельяненко W
Просмотров: 14427 | Теги: Репка, для самых маленьких, сказка, Курочка ряба | Рейтинг: 3.4/8